evkam (evkam) wrote in left_liberal_il,
evkam
evkam
left_liberal_il

Categories:

ВЕТЕРАНЫ ПАЛЬМАХ ПРОТИВ ВЫЖИВШИХ В ХОЛОКОСТЕ. (восприятиеХолокоста в Израиле в конце 40х годов.)

Керен Нили, один из авторов сборника «Скорбь познания», посвященного вопросам преподавания истории Катастрофы и геноцида утвердлает однозначно:

«Изучение истории катастрофы началось лишь в начале 60х годов ХХ века с появлением книг Рауля Хильберга и Ханны Арендт. (Керен Нили. Сохранение памяти и забвение. Борьба за изучение Катастрофы в Израиле.// Скорбь познания. Вопросы преподавания истории Катастрофы и геноцида.Изд. Открытого Университета Израиля 2006. стр.157.)

Возможно в строгом смысле слова автор и прав, но стремление сделать Холокост частью общественного сознания еврейского государства и средством пропаганды и воспитания обозначились гораздо раньше. Уже в августе 1942 года (еще до большой депортации в Варшавском гетто) Мордехай Шенхаби, ведущий сотрудник ККЛ выдвинул идею грандиозного мемориала погибшим евреям. По горячим следам сведениям о восстании в Варшавском гетто ряд руководителей ишува и газеты уподобляли восставших в гетто героям Масады-борцам за национальную независимость. Однако первый серьезный конфликт, связанный с памятью о Холокосте и отношением к его жертвам случился в 1948 году, после приибытия в Израиль беженцев из Европы.

«Воины ишува, пальмахники, сражавшиеся в тот период с британцами, как уроженцы страны и ее элита требовали «задержать» процесс вхождения ветеранов борьбы в гетто в пантеон героев Эрец Исраэль. Свидетельство этому можно найти в памятке воину ПАЛЬМАХ, распространенной в начале 1948 года, в обращении к воинам израильтянам говорится: «в сердцах из поколения в поколение вы несли скорбь боль и позор евреев уничтоженных в концлагерях, вы не были беспомощными овцами ведомыми на убой, вы были добровольцами..».

Идея «отрицания» галута была для уроженцев страны средством защиты своего эксклюзивного статуса как героев.

(Моли Бруг. Яд ва Шем- для кого? Борьба за образ мемориала памяти.Кармель. Иерусалим. Изд. Университета Бар Илан. 2019. стр. 50-51)

http://www.biupress.co.il/website/index.asp?id=1113

«Мыло» и «овцы на убой» в первые годы существования страны были аргументами в борьбе укоренившейся элиты против новоприбывших.Это после 1962 года они станут мощным политическим оружием на международном фронте. Скорбь и стыд превратятся в гордость.

Нужно ли обо всем этом вспоминать в дни 75 летия освобождения Освенцима? Нужно, поскольку Международный день памяти жертв Холокоста все предшествующие годы был «не нашей» датой. Ибо приурочен к дате освобождения Освенцима «не нашей» армией. Человечество отмечает эту дату как веху общечеловеческой же трагедии, как предостережение. Израиль, наконец признал значимость этого дня. Потому и необходимо вспомнить, как наше вечно расколотое общество шло к такому признанию.

Tags: Холокост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments