Живой журнал leorer-а (leorer) wrote in left_liberal_il,
Живой журнал leorer-а
leorer
left_liberal_il

Category:

Мы не рабы, мы - плебс

Данные заметки - некая попытка осмыслить ситуацию в первом приближении. Если у кого-то появятся замечания и уточнения, я их приветствую.

Михаил Сергеевич Горбачев в период перестройки, помнится, сказал, что "мы не знаем общества", в котором живем". "Первый мир" тоже, похоже, не знает свое общество и не хочет знать. Адекватного языка для описания ситуации просто не существует, потому что он не создавался, но некоторые вещи очевидны, а стало быть, могут быть описаны.
Яир Лапид в недавней статье обозвал своих соотечественников рабами. Я считаю, что он не прав. Мы не рабы, мы - плебс.

На протяжении последних как минимум 50-60 лет в странах "первого мира" предпринималась попытка трансформировать традиционное классовое общество в "общество благосостояния", на деле являющееся по сути чем-то похожим на древний Рим. Рабами в этом обществе являются трудовые мигранты или представители задавленного национального меньшинства, как долго было в Израиле, в то время как статусное меньшинство обеспечивается хлебом и зрелищами, и за это поддерживает власть. Классовый конфликт при этом маскируется под национальный. Плебс, пусть даже живущий небогато, ассоциирует себя с верхушкой собственной господствующей нации-касты, и его фрустрация находит выход в индуцируемой той же верхушкой ненависти к иноплеменным рабам.

Поскольку общество квазикастовое, плебей не может и не хочет работать на работах, которые в нем обычно выполняют рабы, потому что это для него означает снижение статуса, как социального, так и материального. Раб живет в хижине, а свободный римлянин обязан жить в доме, пусть даже убогом и разваливающемся. Точно также тель-авивский плебей никогда не станет жить в условиях, в которых реально живет таиландский гастарбайтер в мошаве или китайский строитель. Лучше он поселится в палатке на бульваре Ротшильда.

Проблема в том, что со временем обществу становится все труднее кормить растущую прослойку плебса. В древних Афинах Перикл затеял общественные работы, чтобы занять плебс, и мир получил прекрасное искусство. Тогда, в крохотных по нынешним меркам Афинах, это было возможно. Но не все плебеи умеют ваять и строить. В Риме плебеи уже могли не работать, а только ходили на зрелища в Колизей. В результате общество рухнуло под тяжестью размножившегося плебса.

Нечто подобное происходит на нынешнем Западе. Черные работы тут выполняют мигранты. Мигранты выглядят некрасиво, кое-где убивают и насилуют, и за это их ненавидит плебс. Такую социальную структуру гениально предвосхитил Герберт Уэллс в "Машине времени". Я написал совсем недавно про элойскую утопию. Современные элои, они же плебс, часто называются "офисным планктоном". Это тоже огромная масса людей, мало что материально производящая. Фокусники, артисты, снимающиеся в клипах, журналисты, работающие по фрилансу, преподаватели эзотерических духовных учений, гиды, массажисты... Все они - в теории нужные люди. Все они "самозанятые" (self-employed), а быть самозанятым - мечта человека, воспитанного в буржуазном обществе. Проблема начинается тогда, когда плебеев становится слишком много, и поскольку законов рынка никто не отменял, их доход начинает не дотягивать даже до дохода иноплеменных рабов. К тому же постоянно растет и число лиц, живущих исключительно на ренту, и эта прослойка рантье, именующая себя иногда "средним классом", вынуждена брать все более высокую ренту также и с плебса, а не только с рабов. И плебс разоряется.

Кризис современных капиталистических обшеств "первого мира" имеет много общего с кризисом древнего Рима, точно также раздавленного массой плебса, вытесненного из сферы производительного труда и лишенной возможности им заниматься.

Остается вопрос, как на такую социоэкономическую ситуацию реагируют власть имущие, и почему они реагируют именно так. Об этом я попытаюсь написать в другой раз.
Tags: Общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments